10 лет застоя: Журналистам в Таджикистане официально не рады

Форма поиска

10 лет застоя: Журналистам в Таджикистане официально не рады

5 фактов, говорящих о том, что свободы слова в Таджикистане стало намного меньше.

3 мая мир отмечал День свободы слова, а мы решили рассмотреть ситуацию с этой свободой в Таджикистане за последние 10 лет. А также вспомнили наиболее важные и актуальные события на медиа-пространстве, которые позволили нам судить о том, что с этой свободой у нас все плохо.

В Глобальном индексе свободы слова 2021 года среди 181 страны Таджикистан занял 162-е место и расположился на уровне стран особой обеспокоенности. В новом отчете «Репортеров без границ» Таджикистан на 152-м месте. Тоже не особо почетном.

Для сравнения, в 2009 году республика занимала 113 место в мире. Этот факт с гордостью отметил по случаю 100-летия таджикской прессы (уже в 2012 году) президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

Однако, по мнению экспертов и наблюдателей, ситуация со свободой слова в Таджикистане ухудшилась после парламентских выборов 2010 года и последующей публикации Протокола 3220 (программа действий против ПИВТ и участников митингов 1990-х годов), принятие которого так и не было признано правительством. 

Тем временем участились случаи избиения журналистов и судебные иски против них, это привело к тому, что некоторые журналисты покинули профессию или даже страну, некоторые активные СМИ были закрыты.

Качественная журналистика сокращается

В 2012 году, к 100-летию таджикской печати, в Таджикистане было зарегистрировано 446 газет и журналов, из них 270 государственных. В настоящее время, согласно статистике Минкультуры, в стране зарегистрировано 376 газет, в том числе 112 государственных и 264 независимых издания, 245 журналов (114 государственных и 131 независимый).

В 2012 году в стране было зарегистрировано 10 информационных агентств, 9 из которых были негосударственными. Сейчас добавилось только 1 независимое новостное агентство.

По статистике 2012 года, в Таджикистане действовало 44 радио и телеканала, 28 из которых находились в частной собственности. В 2022 году это число достигло 78, в том числе 13 государственных телекомпаний и 10 радиостанций, а также 33 частных телекомпании и 22 радиостанции.

Согласно статистике, с 2012 года наблюдается увеличение количества СМИ. Однако уход со сцены влиятельных общественных изданий и их закрытие по разным причинам, отражает реальное положение СМИ в стране. В частности, уход национальных изданий, таких как «Миллат», «Нигох», «Озодагон», информационных агентств «Точньюс» и «Озодагон», а также отсутствие на сцене вместо них общественно-политических СМИ свидетельствует о низком уровне присутствия СМИ в стране.

Также в этот период в Таджикистане не было содействия созданию даже одного частного общереспубликанского телеканала.

Все независимые радио, появившиеся в этот период, имеют развлекательно-информационный формат и в большинстве своем преследуют коммерческие цели.

Против журналистов заводят дела

С 2010 года в Таджикистане увеличилось количество судебных исков и возбуждение уголовных дел против журналистов. В то же время увеличилось количество жалоб на давление и преследования. 

В частности, в мае 2012 года подошел к концу один из самых громких судебных процессов в СМИ, начавшийся еще в 2010-м. В феврале того года трое судей Верховного суда Нур Нуров, Улугбек Махмадшоев, Махмадиссо Саидов и судья суда города Душанбе Фахриддин Додометов подали в суд на адвоката Солехджона Джураева, еженедельники «Фараж», «Озодагон» и «Азия-Плюс» с требованием выплатить 5 млн сомони моральной компенсации. 

Предметом спора была статья Джураева, адвоката 31 жителя Исфары, которые были обвинены в сотрудничестве с Низомхоном Джураевым, бывшим главой Исфаринского химического завода и одной из самых неоднозначных фигур в недавних политических и криминальных скандалах Таджикистана. Их приговорили к длительным срокам.

В мае 2012 года в связи с отказом истцов от своих претензий дела против адвоката и трех еженедельников были прекращены.

Журналист еженедельника «Нури зиндаги» Махмадюсуф Исмоилов - один из немногих таджикских журналистов, дважды попадавших в тюрьму за свои материалы. 

В 2010 году против него после публикации критической статьи «Ашт валангор мешавад» («Ашт разрушается») было возбуждено дело по обвинению «в клевете, оскорблении, вымогательстве и местничестве», и 11 месяцев он провел в следственном изоляторе. Тогда журналиста освободили при поддержке правозащитных организаций.

Второй раз, 28 октября 2013 года по обвинению в вымогательстве и мошенничестве он был приговорен к 11 годам колонии строгого режима. Власти обвинили журналиста в вымогательстве 100 сомони, а позже, якобы, он был задержан во время операции при получении 400 сомони.

Спустя почти девять лет заключения, 16 апреля 2022 года Исмоилов вышел на свободу. В течение 8 лет, пока журналист отбывал наказание, в Таджикистане было четыре амнистии, однако срок его заключения был сокращён всего на 1 год 4 месяца. В последний раз в 2021 году на основании закона об амнистии его срок был сокращен на 3 месяца и 18 дней.

После освобождения из заключения Исмоилов объявил себя невиновным. 

29 мая 2013 года Рамзия Мирзобекова, тогдашний замредактора газеты «Азия-Плюс», была вызвана в ГКНБ на «беседу». Журналиста допрашивали по поводу освещения ею событий в Хороге летом 2012 года, ее поддержки созданной Коалиции за демократию и гражданское общество в Таджикистане, а также по делу задержанного таджикского бизнесмена Зайда Саидова.

По данным журналистских организаций, только за первые семь месяцев 2013 года были зарегистрированы 6 обращений по поводу работы журналистов и СМИ. Многие из этих исков против изданий и журналистов были связаны с защитой чести и достоинства и журналистской этики.

Например, иск Рустама Хукумова, сына бывшего председателя Таджикской железной дороги Амонулло Хукумова к «ИмрӯзNews» закончился штрафом издания на 50 000 сомони.

Иск компании «Тоджирон» к адвокату Файзинисо Вохидовой и «ИмрӯзNews» за клевету и нанесение ущерба репутации компании в статье «Мурдафурӯшӣ дар “Тоҷирон”» («Торговля умершими в “Тоджирон”»), завершился штрафом издания на 1 сомони и штрафом адвоката Файзинисо Вохидовой на 30 тыс. сомони.

Еще одно дело касалось иска директора детского сада к  Радио Озоди, которое в отличие о других случаев закончился в пользу Озоди. Еще два дела – иск представителей Комитета по делам религий корреспонденту «Тоджнюс» и спор между жителем района Рудаки и еженедельником «Самак» позже были прекращены.

В марте 2013 года поэт Аскар Хаким после публикации статьи в газете «Самак» обратился в районный суд Фирдавси с требованием выплатить 150 тысяч сомони за оскорбление личности. Однако 7 октября 2013 г. в связи с неуплатой истцом госпошлины суд дело прекратил.

В июле 2013 года пять творческих и научных объединений, в том числе Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Академия наук и преподаватель медуниверситета Дильбар Абдиева за оскорбление нации и всех слоев интеллегенции в мнении «Неинтеллигентно об интеллигенции» с иском против редактора газеты «Азия-Плюс» Ольги Тутубалиной обратились в Экономический суд Душанбе. Они требовали наложить арест на имущество и взыскать 200 тысяч сомони.

25 февраля 2014 года суд района Фирдавси обязал Тутубалину и газету выплатить по 10 тысяч сомони (всего 30 тысяч сомони) в качестве компенсации морального вреда Аскарали Раджабову, Хикмату Рахматову и Дильбар Абдиевой, которым, по их словам, был нанесен мооральный вред после прочтения статьи.

Суд обязал «Азию-Плюс» в двухнедельный срок опубликовать опровержение на статью.

Журналист и оператор «Озодагон» Абдурахим Шукуров был ошрафован в декабре 2013 года за то, что снимал митинг в поддержку заключенного таджикского бизнесмена Зайда Саидова.

Журналист и глава сборной КВН Таджикистана Хайрулло Мирсаидов 11 июля 2018 года был приговорен к 12 годам колонии строгого режима за «присвоение или растрата госсредств», «разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти», «подделку документов», «заведомо ложный донос». Позже, после выплаты 124 тысяч сомони в качестве компенсации ущерба в пользу государства, Мирсаидов был освобожден из зала суда. Журналист покинул страну.

16 апреля 2020 года суд района Шохмансур города Душанбе приговорил журналиста Далера Шарипова к одному году лишения свободы в колонии общего режима. Его обвинили в разжигании национальной, расовой, местнической или религиозной ненависти.

Представители таджикского гражданского общества и журналистики выступили с заявлением, в котором выразили глубокую обеспокоенность задержанием Далера Шарипова, отметив, что это больше связано с его журналистской деятельностью.

Журналистов избивают

За последние 10 лет таджикское общество было свидетелем и избиений журналистов. 

В августе 2011 года таджикский журналист Хуршед Атовулло, в феврале 2011 года Хикматулло Сайфуллозода, главный редактор ныне запрещенной газеты «Наджот» и 7 мая 2012 года Далер Шарипов - тогдашний корреспондент телеканала «Сафина», были избиты неизвестными. Виновники этих преступлений до сих не выявлены. 

В 2013 году избили пресс-секретаря Таможенного комитета Абдурахими Умариёна, а в сентябре 2016 года журналиста-практиканта издания «Фараж» Доро Сухроби.

Громкий случай избиения журналистов произошел с корреспондентом «Азии-Плюс» Абдулло Гурбати. 29 мая 2020 года его избили неизвестные в Хуросонском районе, куда его отправили делать видеорепортаж о произошедшей там стихии.

Нападавших, а их было трое, позже нашли (журналист сфотографировал номера их машины и после подал заявление). За хулиганство каждого оштрафовали на 10 показаталей для расчета (580 сомони).

Это было вторым нападением на журналиста. Вечером 11 мая неизвестные в масках избили Абдулло Гурбати у своего дома. Тогда виновники найдены не были.

4 марта 2021 года корреспонденты Радио Озоди Муллораджаб Юсуфи и Шахло Абдуллоева во время подготовки репортажа о росте цен на топливо подверглись нападению со стороны сотрудников автозаправочной станции «Соро Ойл».

Поправки в законодательство нередко приносят СМИ вред

Для журналистов и журналистского сообщества Таджикистана 2012 год начался с позитивных изменений. В своем выступлении по случаю 100-летия таджикской печати президент объявил, что статьи «оскорбление» и «клевета» в Таджикистане будут декриминализированы и перенесены из Уголовного кодекса в Гражданский. 

Эти изменения стали результатом многолетних усилий таджикского журналистского сообщества, которое неоднократно предлагало парламенту сделать это.

В 2013 году (19 марта) после трех лет длительных обсуждений была принята новая редакция Закона «О периодических изданиях и других средствах массовой информации». Этот закон прошел даже беспрецедентный для нашего парламента этап – парламентские дебаты в присутствии журналистов. 

Для разработки законопроекта была создана рабочая группа из числа парламентариев, журналистов и юристов сферы СМИ. Этот закон, являющийся основным законом, регулирующим деятельность журналистов и СМИ в Таджикистане, благодаря усилиям журналистского сообщества по сравнению с предыдущими правовыми актами приобрел ряд преимуществ.

В частности, по словам Кироншох Шарифзода, председателя организации «Журналист» и члена рабочей группы, разработавшей законопроект, принципиально изменились несколько вопросов:

толкование основных понятий (статья 1), право на опровержение (статья 19), право на получение информации (статья 23), защита источника информации (статья 27) и права журналиста (статья 28).

В законе также предусмотрены некоторые другие смягчения, в том числе сокращение времени, необходимого для предоставления информации журналистам.

До 2012 года также тепло были встречены две президентские инициативы: полугодовая (первоначально ежеквартальная) пресс-конференция всех госведомств и известный приказ 622 о реагировании официальных лиц на аналитические и критические сообщения в СМИ.

В то же время были внесены частичные поправки в некоторые другие отраслевые законы, в том числе в закон «О телевидении и радиовещании» и в закон «О рекламе». Однако усилия журналистского сообщества об аннулировании предоставления лицензии частным радио и телекомпаниям со стороны Комитета по телевидению и радиовещанию, который сам является активным игроком в информационном пространстве, пока не увенчались успехом.

В июне 2020 года после вспышки коронавируса в Таджикистане была внесена поправка в Кодекс об административных правонарушениях, касающаяся публикации заведомо ложных сведений. Если коротко, речь о коронавирусе. Власти не хотели, чтобы до общественности доходила любая иная (независимая) информация о положении дел в стране. По статье предусмотрены штрафы и даже административные аресты, но, справедливости ради, отметим, что пока по данной статье никого не привлекали. Хотя, конечно же, эта поправка в Глобальном отчете о свободе выражения мнений за 2021 год, была названа фактором, ограничивающим свободу выражения мнений.

Журналисты покидают страну

За последние 10 лет после усиления давления и преследований СМИ, значительное число таджикских журналистов либо прекратили работать, либо покинули страну. 

Пик волны отъезда журналистов из страны приходится на 2015 год. В частности, после судебных исков, штрафов, преследований или неблагоприятных условий труда, журналисты Хайрулло Мирсаидов, Хумайро Бахтиёр, Саймуддин Дустов, Фаридуни Рахнавард, Зафари Суфи, Исфандиёри Назар, Хикматёри Хикматзод и ряд других стали беженцами в европейских странах.

Другие прекратили работу внутри страны, некоторые выехали в миграцию, а еще ряд из них изменили направление своей работы в стране.

По мере того, как Таджикистан с 2009 года утратил свое место в международных рейтингах свободы слова, а также внутри страны, серьезные и влиятельные СМИ прекратили свою деятельность в силу различных факторов, увеличилось количество жалоб на притеснения. Этот период называют застоем свободы слова. Однако ситуация со свободой слова в Таджикистане была не очень хорошей до 2009 года.

Таджикские СМИ блокируют

Это шестой – бонусный факт, говорящий о сужении простора для свободы слова.

29 ноября 2018 года сайт самого популярного новостного ресурса Таджикистана «Азия-Плюс» - www.news.tj - стал недоступным.

Подобные блокировки сайта периодически происходили и раньше, но длились они от нескольких дней до двух месяцев. Нынешняя блокировка стала беспрецедентной - она продолжается уже 4 года...

Официально сайт «Азии-Плюс» никто не блокировал и не взламывал домен. Второй домен «Азии-Плюс» - asiaplustj.info - позже также был заблокирован.

За последние года неоднократно блокировались также сайты «Озодагон» и Радио Озоди. 

Asia-Plus

Русский